вторник, 21 апреля 2009 г.

Что представляет собой игра в жизни человека?

Что представляет собой  игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского  «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет   Л. С. Выготский ,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением  довольно сложных задач поведения,  требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется   множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности  всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Игра как средство обучения:

  • игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

  • в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителями  довольно широко. Интерес к ним вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Учитель стремится, удивить ученика, который проводит свое время не за книгой или в библиотеке, а у телевизора, за компьютером, видеоиграми и пр.

В настоящее время в школе изучается курс "Технология", который позволил мне спланировать свою работу в форме деловой игры. Уже в течение года мы с учащимися изучаем, накапливаем материал для виртуальной пока фирмы. (В начале года ребята получают задание придумать фирму, название, род деятельности, распределить обязанности и т.д. По мере изучения учебного материала, учащиеся узнают какой информацией должен обладать каждый сотрудник, где этому научиться, как ею пользоваться. Вживаясь в образ  предпринимателей дети готовят себя к реальной жизни в современном обществе, ставят проблемы и решают их в ходе совещаний, диспутов, переговоров, заключения сделок,... На уроках учащиеся перевоплощаются и беседа ведётся только с позиции  сотрудника фирмы. Обучение проходит одновременно в двух кабинетах информатики, т.е. компьютер становится на уроках главным инструментом поиска, обработки и накопления информации. А обобщающие уроки - это увлекательные диспуты  двух групп: представителей фирмы и их конкурентов.

Дидактическая игра.

Дидактическая  игра  (частный случай   деловой игры представляет собой организационную  форму  некоторых занятий, целью которых выступает совместная деятельность учащихся группы. В ходе таких занятий проводится обучение общению, публичному доказательству своих мыслей и выводов, совместной деятельности при решении поставленных в   сценарии   игры задач. Именно на таких занятиях наиболее ярко проявляется  сотрудничество и открытость.

     назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий